Альберт Петрович Авраменко
(14 февраля 1937 г. — 1 марта 2013 г.)
Ушел из жизни Альберт Петрович Авраменко...
Это произошло неожиданно (хотя всегда такие потери кажутся неожиданными). Здесь же стремительность ухода еще больше подчеркнула невосполнимость утраты: еще в январе он принимал экзамены кандидатского минимума, корил своих коллег за строгость к аспирантам, как всегда весело шутил. Обсуждали, как отпразднуем его день рождения, который в этом году совпадал как раз с очередным заседанием диссертационного совета. Увы, на этот совет он уже не смог прийти. А 1 марта его не стало.
Альберт Петрович заведовал кафедрой истории русской литературы ХХ века одиннадцать лет — с 2002 года. Его доброжелательность, корректность в отношении с коллегами, студентами, аспирантами, соискателями, — словом, со всеми, кто приходил на кафедру со своими учебными и научными делами, были общеизвестны на факультете. Но не каждый знал, что это не только воспитание и характер проявляются в его манерах и поведении, но и традиции русской дореволюционной культуры, традиции Серебряного века, к которым он был причастен генетически: его мать, Лариса Николаевна, принадлежала старинному дворянскому роду Философовых, что, возможно, и предопределило не только характерные черты его личности, врожденную интеллигентность, широту взглядов, уважение к другому человеку, способность принять иную точку зрения, но и сферу научных интересов. Вся профессиональная деятельность А.П.Авраменко была связана с Серебряным веком, а центральными «героями» его исследований стали Александр Блок и Андрей Белый. Да и сам он как будто воплощал в себе созданный эпохой рубежа веков образ человека-артиста во всей его полноте и многогранности, демонстрируя, что такой тип личности возможен и востребован в любое время — советское, постсоветское...
И в то же время невозможно представить его в башне из слоновой кости (тоже образ, созданный Серебряным веком), углубленным в изыскания прекрасного и изолировавшим себя от внешнего мира. Он не умел и не хотел этого. Судьба Альберта Петровича всегда была связана с общей, национальной судьбой, и это тоже результат семейных традиций: его отец, Петр Сергеевич Авраменко, прошел Великую Отечественную войну с первого и до последнего дня, имел ордена и медали. По рождению и по воспитанию Альберт Петрович был очень русским человеком и не искал в жизни легких путей. С юности питая страсть к литературе, в особенности к поэзии, сам будучи поэтом, он далеко не сразу пришел в филологию: после окончания в 1954 году средней школы он получил техническое образование, работал технологом, механиком, конструктором, прошел срочную службу в армии.
Он поступил на первый курс филологического факультета МГУ в 1960 году, когда ему было двадцать три года, уже имея за плечами солидный жизненный опыт; после окончания учебы обучался в аспирантуре, а затем, в 1970 году, защитил кандидатскую диссертацию — она была посвящена поэзии Андрея Белого. В 1990 году вышла в свет его книга «А. Блок и русские поэты ХIХ века», тогда же он защитил докторскую диссертацию.
Когда мы слушали его кафедральные научные доклады, когда ходили на его лекции (он радостно и дружелюбно раскрывал двери поточной аудитории не только для студентов, но и для коллег по кафедре), создавалось впечатление, что он сам, лично, был свидетелем художественной революции рубежа веков, того «культурного взрыва», если воспользоваться выражением Ю.Лотмана, который предопределил судьбы отечественной словесности на столетие вперед. Да и просто летучие разговоры за чашкой чая во время перемены притягивали и интриговали, потому что мысль строга, манера артистична, часто точка зрения неожиданна и полемична: Цветаева — поэт не любви, а страсти... в композиции персонажей «Серебряного голубя» есть евангельская почва... Вл. Соловьев едва ли не единственный в ряду крупнейших философов мира попытался разработать основы цельного знания... декаденты лишь декларировали необходимость духовного обновления, но в их произведениях более ощутимы антиреалистическая заданность и демонстративное воскрешение романтических начал... старшие символисты транспонировали кантовскую идею непознаваемости мира... символизм первым в модернизме обозначил то, что потом будет названо экзистенциальными принципами искусства и что только угадывалось в романтической поэзии... не очень удачный термин «модернизм»: ведь временнáя новация быстро проходит...
Альберт Петрович представлял университетскую научную и преподавательскую школу. Более пятидесяти лет его жизнь была связана с МГУ. Он работал заместителем декана факультета по вечернему и заочному обучению, был преподавателем, доцентом кафедры истории русской литературы ХХ века, с 1993 г. работал в должности профессора, в 1995 г. получил звание профессора, а в 2002 г. возглавил кафедру. Помимо филологического факультета, на котором он читал общие и специальные курсы по истории литературы рубежа веков, по введению в изучение литературы ХХ в., вел популярный у студентов спецсеминар, он много лет читал годовой курс «Русская словесность» для студентов-филологов Института стран Азии и Африки. Его профессиональная жизнь была связана и с иностранными университетами: он преподавал историю русской литературы в Индии, в Японии, на Кубе, в Италии, в Южной Корее.
Под его редакцией подготовлено не одно пособие. Среди них — «История литературы русского зарубежья (1920-е — начало 1990-х гг.)», увидевшее свет в 2011 году. Однако один из проектов, возможно, самых значимых для Альберта Петровича, он не успел завершить. Это задуманный им учебник по истории литературы Серебряного века. Его друзьям и коллегам по кафедре предстоит это сделать, отдав таким образом долг его светлой памяти.
За свою жизнь Альберт Петрович воспитал множество учеников. Сам он говорил однажды, что, возможно, они, а не книги являются главным его вкладом в филологию. От себя отметим: вклад равнозначный: Альберт Петрович будет жить и в своих книгах, и в своих учениках. А те, кто знал его, не смогут забыть его обаяние, добрую волю, интеллектуальное влияние.