А.П. Чехов (1860–1904)
Чехов приехал в Москву в августе 1879 года и поступил на медицинский факультет Московского университета.
Первые шаги молодого Чехова вряд ли хорошо известны. Изредка вспоминая об этом писателе, мы представляем его в пенсне, с бородкой, сухим, изможденным. И его юность остается для обычных читателей неизвестным эпизодом, так что кажется, будто уморительные рассказы написал грустный человек, который смотрит на нас с растиражированных фотоснимков.
Трудно представить себе, что он выглядел иначе: высокий, статный, с темными вьющимися волосами. В нем чувствовалась скорее физическая сила и привлекательность, а не те черты, которыми мы сегодня наделяем его по привычке, оставшейся от школы.
Отклонив решение ехать в Дерпт, он предпочел Москву. Московский университет пленил его воображение, и в этом — заслуга старшего брата, Александра Павловича, талантливого журналиста, учившегося здесь на физико-математическом факультете. Об этом редко вспоминают, но позже юридический факультет университета закончил и один из младших братьев Чеховых — Михаил.
Антон выбрал медицинский — по совету своего отца.
У него были прекрасные учителя, ученые, имена которых известны сегодня всему миру: Александр Иванович Бабухин, Григорий Антонович Захарьин, Николай Васильевич Склифософский, Николай Алексеевич Тольский, Федор Федорович Эрисман. Их идеи и открытия сделали возможным глубокий прорыв в медицине, в практике диагностирования, в системе представлений о человеке. Утрата этой традиции в середине ХХ века, уничтожение русской диагностической школы — одна из тяжелейших потерь в нашей науке. Ведь то обстоятельство, что медицинский факультет был в составе университета, имело исключительно важный смысл, над которым следует задуматься историкам не только Московского университета, но и образования в России. Медицинский факультет создает атмосферу, в которой качество обучения оказывается значительно выше, чем в специальных институтах. И сегодня факультет может многое сделать для повышения качества и уровня профессионального мышления и повысить этот уровень среди медиков.
Университетское образование внесло свой вклад в формирование Чехова как писателя. Медицина и литература, вот двойной сюжет его биографии, завязавшийся стремительно именно в студенческие годы. Чехов неоднократно вышучивал эту черту своей жизни, мы хорошо помним каламбур о его законной жене (медицине) и любовнице (литературе).
Но рядом с этой шуткой возвышается другое суждение, характеризующее А. П. как сложную личность: «Я хочу, чтобы люди не видели войны там, где ее нет. Знания всегда пребывают в мире. И анатомия и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и того же врага — чёрта, и воевать им положительно не из-за чего. Борьбы за существование у них нет. Если человек знает учение о кровообращении, то он богат; если к тому же выучивает историю религии и романс „Я помню чудное мгновенье“, то становится не беднее, а богаче, стало быть, мы имеем дело только с плюсами. Потому-то гении никогда не воевали и в Гете рядом с поэтом прекрасно уживался естественник».
Очень многие поступки и решения Чехова — даже и много лет спустя после окончания университета — это словно напоминание об университете и медицинском факультете. Это не только его деятельность как земского врача, работа «на холере», не только медицинская тема в его творчестве, многочисленные медицинские ситуации или шутки, вроде «Университет развивает все способности, в том числе глупость». Но это и поездка на остров Сахалин в 1890-м году и написанная впоследствии книга «Остров Сахалин», которую он рассматривал и как диссертационное сочинение.
И в сущности эта страница биографии Чехова самая любопытная, наименее понятная (в Летописи жизни и творчества А.П. Чехова этот период меньше прочих представлен фактами), а знакомство с нею весьма увлекательно.