новости факультета

Свидетельства об окончании аспирантуры (выпуск 2024 года) можно получить в отделе аспирантуры по понедельникам, вторникам и четвергам с 12 до 15 ч.

все новости →


Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
филологический факультет
кафедра истории русской литературы ХХ века

Программа
Третьей Международной научной конференции
«Русская литература ХХ-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения»

4-5 декабря 2008 года

Регламент:

На пленарных заседаниях — 20-25 минут.

На секционных заседаниях — 15 минут.

МГУ, Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов

4 декабря. 9.00 — 12.30

Ауд. 11

Открытие конференции. Пленарное заседание.

Сопредседатели — С. И. Кормилов, Н. М. Солнцева.

Вступительное слово декана филологического факультета МГУ профессора М. Л. Ремневой.

С. И. Кормилов (Москва). Родовые предпочтения Серебряного века и трех ветвей русской пореволюционной литературы.

В. Е. Головчинер (Томск). Тенденции жанрово-родовых изменений в литературе ХХ века.

В. Е. Хализев (Москва). Традиции религиозной философии рубежа XIX-XX веков в литературоведении советского периода.

А. Н. Варламов (Москва). Биография писателя как презумпция его вины.

И. В. Романова (Смоленск). Коммуникативный аспект лирики: состояние и перспективы исследования.

Е. В. Хворостьянова (Санкт-Петербург). Проблема стиховедческого комментария к академическим и массовым изданиям русских поэтов.

М. С. Руденко (Москва). Быт и бытие в интерпретации массовой литературы.


Ауд. 9. 14.30 — 18.00

Секционные заседания

Секция «Категория ценности и культура»
Сопредседатели — А. Н. Долгенко, Е. В. Попова

Е. В. Попова (Владикавказ). Критерий «ценность» в литературоведческих исследованиях.

А. Н. Долгенко (Волгоград). Социокультурная типология литературы.

А. А. Житенев (Воронеж). Ценностный релятивизм как проблема модернистского художественного сознания.

Н. И. Астрахан (Житомир, Украина). Методологический ресурс художественной литературы.

С. В. Перевалова (Волгоград). Эмоционально-ценностный контекст прозы В. С. Маканина.

Н. В. Поселягин (Москва). От «орла» к «фазану»: о методологической основе анализа идеологий А. Л. Зорина.

Секция «История литературоведения и критики»
Сопредседатели — В. В. Курилов, Л. В. Полякова

В. В. Курилов (Ростов-на-Дону). Теоретические проблемы изучения литературной истории.

Л. В. Полякова (Тамбов). Литературные процессы ХХ века: к методологии изучения.

М. М. Голубков (Москва). Научные принципы построения учебника по истории русской литературной критики ХХ века.

В. Н. Крылов (Казань). Проблемы социологии литературной жизни начала XX века и статус критики.

А. А. Медведев (Тюмень). Принцип «большого времени» в эссеистике В. В. Розанова о русской литературе (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой).

Н. В. Сподарец (Одесса, Украина). Культурологический модус литературно-критического сознания младосимволистов.

А. А. Чабан (Москва). Н. Гумилев как критик «Аполлона» и как критик «Гиперборея».

В.Г. Моисеева (Москва). Жанровое своеобразие дилогии А. В. Белинкова «Юрий Тынянов», «Сдача и гибель советского интеллигента».

Л. В. Белоус (Владикавказ). Дискуссии о методе социалистического реализма в литературной критике периода «перестройки».

Л. В. Белоус (Владикавказ). Эволюция темы «культа личности» в критике 1985-1990 годов.

С. А. Дубровская (Саранск). Становление и развитие концепции «смехового слова» в отечественном литературоведении XX-XXI веков.

А. А. Чабан (Москва). Курьез в ахматоведении.


Ауд. 1060. 14.30-18.00.
Секция «Содержание художественных произведений»
Сопредседатели — И. Ю. Искржицкая, Л. А. Колобаева.

А. В. Матюшкин (Петрозаводск). Диалог интерпретаций как метод изучения художественного текста: «Жизнь Василия Фивейского» Л. Н. Андреева.

Р. Л. Красильников (Вологда). «Смерть-освободительница»: танатологические мотивы в сборнике рассказов Ф. Сологуба «Земные дети».

И. Ю. Искржицкая (Москва). Мифопоэтический импульс творчества Константина Бальмонта.

Т. А. Пахарева (Киев, Украина). Категория ужаса в поэзии Н. Гумилева.

И. Б. Ничипоров (Москва). Типология характеров в «Конармии» И. Бабеля.

Н. Г. Колихалова (Петрозаводск). Мифология города в романе-цикле Андрея Белого «Москва».

Е. Г. Трубецкова (Саратов). Философия и эстетика случая в прозе В. Набокова.

А. Ю. Большакова (Москва). Гротескный реализм и надежды смутного времени в современной литературе.

Т. Г. Шеметова (Улан-Удэ). «Смеховой элемент» как способ преодоления трагизма в современной прозе.

Т.В. Гордиенко (Москва). Художественное осмысление катастроф ХХ века в документальной прозе Светланы Алексиевич.

Н. А. Гуськова (Москва). После катастрофы. Образы «Прежних» в прозе Т. Н. Толстой.

П. Е. Спиваковский (Москва). «Страшный мир» Владимира Сорокина: проблемы поэтики.


Ауд. 967 (кафедра). 14.30 — 19.00.

Секция «Переводы. Традиции. Параллели»
Сопредседатели — С. В. Бурдина, А. В. Леденев

А. О. Шелемова (Москва). Загадка «тёмных» лексем в «Слове о полку Игореве» («смага» и «пламенный рог» в поэтических переводах XX века).

Хамидреза Аташбараб (Тегеран, Иран). К проблеме перевода Чехова на персидский язык.

З. А. Шамуратова (Нукус, Узбекистан). Библейский текст в повести М. Горького «Детство»и его переводы на тюркские языки.

В. Р. Аминева (Казань). «Свое», сходное с «чужим»: к вопросу о типах диалогических отношений между прозаическими произведениями русских и татарских писателей первой трети ХХ века.

Л. Г. Кихней (Москва). К проблеме жанровой традиции в русской лирике ХХ века.

К. Э. Слабких (Москва). «У самого моря» Ахматовой и фольклор.

С. В. Бурдина (Пермь). Мифологема Китежа в творчестве А. Ахматовой: новые грани интерпретации прецедентного текста.

Г. К. Орлова (Москва). Эволюция гофмановского сюжета в сказке Ф. Сологуба «Турандина».>

М. Н. Капрусова (Борисоглебск). «Диалог текстов»: от «Реквиема» Л. Андреева к «Мастеру и Маргарите» М. Булгакова.

А. В. Леденёв (Москва). Стилевой диалог с И. Буниным в прозе Г. Кузнецовой.

Н. Н. Пайков (Ярославль). Структура лирического субъекта в творчестве В. С. Высоцкого и некрасовский «след» в его творчестве.

А. В. Кулагин (Коломна). Визбор и Высоцкий: к проблеме творческого диалога.

А. А. Александрова (Москва). «Душа плывет стезёю круговой...». Мотив воды Константина Васильева и мифологема воды Иосифа Бродского.

Е. Ю. Зубарева (Москва). Мотив и сюжет: к вопросу об освоении традиций Ф. М. Достоевского в прозе русской эмиграции «третьей волны».

О. М. Кириллина (Москва). Трагические мотивы у Л. Н. Толстого и их трансформация в новейшей прозе.


Ауд. 972. 14.30 — 19.00.
Секция «Стих и звуковая организация речи».
Сопредседатели — М. А. Красноперова, О. И. Федотов.

С. И. Кормилов (Москва). Почему  М. И. Шапир не составил стиховедческую хрестоматию лучше гаспаровской.

С. И. Монахов (Санкт-Петербург). Об одном ритмическом механизме смыслообразования.

Г. Р. Гарафутдинова (Санкт-Петербург). Проблемы описания метрики стиха ХХ-XХI веков: переходные метрические формы и единичные отступления.

К. Ю. Тверьянович (Санкт-Петербург). Грамматика 4-стопного ямба и строфический ритм в поэзии Б. К. Лившица.

О. С. Лалетина (Санкт-Петербург). Имитации русского народного стиха И. С. Рукавишникова: принципы организации ритмической структуры.

О. И. Федотов (Москва). Логаэды в метрике Владислава Ходасевича.

Н. Н. Клюева (Москва). Логаэды в русской рок-поэзии 1980-х годов.

Ю. Б. Орлицкий (Москва). Логаэды и квазилогаэды в русской поэзии конца ХХ — начала XXI века.

М. А. Красноперова, Т. Б. Шлюшенкова (Санкт-Петербург). Семантика и стилистика ритмических зачинов в поэзии И. Бродского.

Д. А. Суховей (Санкт-Петербург). Свободный стих как фон для усложнения поэтической техники.

У. Ю. Верина (Минск, Беларусь). Традиционное в авангардном (роза и сон в современном русском верлибре).

А. В. Останкович (Ставрополь). «Золотое сечение» в гармонической организации сонета.

И. Н. Шатова (Запорожье, Украина). Криптографический карнавал Михаила Кузмина.

Г. А. Кацюба (Москва). Эвритмическое новаторство прозы Андрея Белого и Велимира Хлебникова.

Н. Я. Сипкина (Абакан). Внутренняя форма в индивидуальном стиле Р. Рождественского.


5 декабря. 9.00 — 14.00

Секционные заседания

Ауд. 972.
Секция «Автор, его биография и идеология»
Сопредседатели — С. Н. Руссова, Н. М. Солнцева.

Н. М. Солнцева (Москва). О биографическом и литературном контексте «Балаганчика» А. Блока.

С.Н. Зотов (Таганрог). О вершинном характере лирической поэзии М. Ю. Лермонтова и Н.С.Гумилёва(к проблеме типологии поэтической личности).

Н. А. Паньков (Москва). С. А. Есенин в устных воспоминаниях Виктора Ардова: противоречивость неканонического образа.

В. А. Зайцев (Москва). О методологии изучения жизни и творчества Владимира Маяковского сегодня.

Е. В. Суровцева (Москва). Луначарский в восприятии советских писателей.

Н. В. Новикова (Саратов). «Внетекстовый мир» повести В. Ропшина «Конь бледный». К постановке вопроса.

А. В. Жданова (Тольятти). Именование текста как область разграничения интенций первичного и вторичного авторов (на примере произведений В. В. Набокова).

Н. В. Летаева (Одинцово). Молодые эмигрантские писатели: к вопросу о терминологии.

А. П. Герасименко (Москва). Трагедия незавершенного эпоса. К вопросу об истории создания романа М. А. Шолохова «Они сражались за Родину».

С. С. Имихелова (Улан-Удэ). Идентификация и перевоплощение художника в творческом процессе.

С. С. Бойко (Москва). Документы и исторические труды как источники сюжета в романе Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов».

Н. А. Нерезенко (Москва). Образ автора в прозе Валентина Распутина.

Е. И. Орлова (Москва). Лирический герой и автопортрет (на материале поэзии второй половины ХХ века).

С. Н. Руссова (Берлин, ФРГ). Тип автора-«изгоя». К вопросу о гендерном аспекте авторства.

И. И. Кобеляцкая (Москва). Категория историзма в творчестве Иосифа Бродского (на материале прозы поэта).


Ауд. 936.
Секция «Литературные „ряды“».
Сопредседатели — О. С. Левченкова, Н. А. Нагорная

М. В. Михайлова (Москва). Так горят рукописи или нет? (О деструктивных тенденциях современной культуры).

Т. Г. Кучина (Ярославль). Поэтика художественного текста как проектный менеджмент: феномен литературного проекта в современной культуре.

С. В. Свиридов (Калининград). Авторская песенность в системе литературы. К постановке проблемы.

С. Ю. Толоконникова (Борисоглебск). Некоторые приметы жанра иронического фэнтези.

Н. А. Нагорная (Белгород). Ирреальность и антиутопия в книге рассказов Дмитрия Быкова «ЖД-рассказы».

Л. Г. Головина (Москва). Архетип ребёнка в фантастическом цикле В. П. Крапивина «В глубине Великого Кристалла».

О. С. Левченкова (Москва). Переосмысление традиционных сюжетов в литературной сказке для детей второй половины XX века.

А. В. Тихомирова (Ярославль). Специфика функций нарратора в современной философской сказке (на примере сказок С. Козлова, Г. Остера и Л. Петрушевской).


Ауд. 919.
Секция «Сюжетные ситуации и мотивы»
Сопредседатели — С. Д. Абишева, Н. Л. Блищ

Е. Г. Руднева (Москва). Роль детали в пространственной организации художественного мира.

Н. Л. Блищ (Минск, Беларусь). «Московский» подтекст в «петербургском тексте» А. М. Ремизова.

И. Н. Коржова (Москва). Ситуация «собрание» в драматургии русского модернизма.

Р. М. Ханинова (Элиста). Сновидение как «черная закладка сна» в новеллистике С. Кржижановского.

О. С. Кочеткова (Минск, Беларусь). Поэтика отсутствия в сборнике Л. Д. Червинской «Рассветы».

Н. М. Щедрина (Москва). Мотивная структура эпопеи А. Солженицына «Красное Колесо»: ситуация двойничества (Ленин и Парвус).

Т. И. Акимова (Саранск). «Дачный хронотоп» в русской литературе конца ХХ — начала ХХI века.

С. Ф. Желобцова (Якутск). Стилеобразующая роль ахронии в рассказах Дины Рубиной.

А. А. Голубкова (Москва). Структурная роль детализации в прозе Дмитрия Данилова.

С. Д. Абишева (Алматы, Казахстан). Музыкальная стихия Б. Кенжеева.


Ауд.1027-а.
Секция «Стиль»
Сопредседатели — Л. И. Будникова, В. А. Редькин

Л. В. Павлова (Смоленск). Комбинации символов, или как пополнить словарь поэтического языка Вячеслава Иванова.

Л. И. Будникова (Челябинск). Экфрасис в книге стихов К. Бальмонта «Будем как солнце».

Е. Г. Тер-Оганова (Борисоглебск). «Анфиладная» и «ядерная» структура образов стихотворения Александра Блока «Балаган».

Р. С. Спивак (Пермь). Опыт анализа энергетического потенциала художественного произведения (стихотворение А. Ахматовой «Молюсь оконному лучу...»).

Н. Н. Кознова (Старый Оскол). Роль дневниковой записи в композиции мемуарных текстов.

Я. В. Погребная (Ставрополь). Тенденции к синэстезии в космосе В. В. Набокова.

Е. Ю. Колышева (Москва). Проблемы источниковедения и текстологии в изучении поэтики имени («Записки покойника» М. А. Булгакова).

Н. З. Кольцова (Москва). «Мышление и речь» платоновских героев.

Н. В. Сарафанова (Москва). Балаганный оксюморон в произведениях обэриутов.

Г. А. Шпилевая (Воронеж). О «сдвиге форм» в лирике В. Высоцкого.

Н. Ю. Невярович (Херсон, Украина). Психосоматический код гротескного субъекта в современной литературе.

О. Ю. Осьмухина (Саранск). Специфика сказового повествования в новеллистике Евг. Попова 1970-1980-х годов.

С. Н. Ефимова (Москва). Рассказ  Е. Попова «Как съели петуха» в контексте сборника «Жду любви не вероломной».

С. Ю. Николаева (Тверь). Национально-религиозная топика в поэзии Ю. П. Кузнецова.

В. А. Редькин (Тверь). Особенности метафорического мышления Юрия Кузнецова.


Ауд. 972-а.
Секция «Жанры и родовые особенности литературы».
Сопредседатели — Е. Б. Скороспелова, В. И. Хрулев.

Е. И. Зейферт (Караганда, Казахстан). Жанр и этническая картина мира.

В. Б. Королева (Екатеринбург). Тип реализма Д. Н. Мамина-Сибиряка и проблема жанра романа.

Е. Г. Местергази (Москва). Документальное начало в прозе ХХ века. К вопросу о дополнении прежней теории литературы.

Т. И. Дронова (Саратов). Историософский роман конца XIX — начала ХХ века: преодоление «кризиса жанра».

Ю. В. Шевчук (Уфа). Трагическое в лирическом произведении: проблема и возможные пути ее решения.

Е. С. Шевченко (Самара). Эстетика балагана в символистской драме (к проблеме метатекста и метадискурса символизма).

Т. М. Бонами (Москва). Жанровый синтез (О «Богине разума» И. А. Бунина).

А. В. Назарова (Москва). Название как отражение жанровой структуры произведения («Мой роман» Е. Н. Чирикова).

Е. В. Ливская (Калуга). Черты бахтинской «мениппеи» в творчестве С. Кржижановского.

М. В. Хорькова (Москва). Поэма  М. И. Цветаевой «Мoлодец». К вопросу о жанре.

Е. Б. Скороспелова (Москва). Жанровое новаторство булгаковского «Бега».

В. И. Хрулев (Уфа). Проблема жанра и художественных решений в романе Л. Леонова «Пирамида».

М. Ю. Звягина (Астрахань). Авторские жанровые формы в русской прозе начала ХХI века.



Ауд. 1060. 16.00 — 18.00.
Заключительное пленарное заседание
Сопредседатели — А. П. Авраменко, С. И. Кормилов

Л. А. Колобаева (Москва). «Смех» над трагедией? Трансформация трагического в творчестве Горького.

А. П. Авраменко (Москва). М. И. Цветаева о двух ипостасях поэта.

О. Е. Осовский (Саранск). «Первичный» и «вторичный» художественный текст в современной русской прозе: ситуация сиквела.


Отчеты руководителей секций

Подведение итогов конференции

119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2024 г.