Конференция
Рассказанное и зримое. Поэтика и технологии трансмедийного перевода
6–7 ноября 2009 года, Москва, филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова
Слово и образ в человеческой культуре всегда существовали в динамическом единстве. Древние изображения сопровождались заговором, служили своего рода «иллюстрациями» мифологических сюжетов. Создание современного фильма начинается с написания сценария, а заканчивается рекламной аннотацией и рецензией кинокритика. Многообразие медийного мира открывает все новые, порой парадоксальные возможности сочетания и противопоставления словесного и изобразительного ряда. И «серьезное» искусство, и массовая культура постоянно ищут и нередко находят неожиданные варианты решения этой старой и вечно актуальной задачи.
Кафедра общей теории словесности филологического факультета МГУ исследует различные аспекты данной проблематики.
Конференция «Рассказанное и зримое» — предварительный итог работы учебных и творческих семинаров, дискуссий, исследовательских опытов разного уровня (включая написание дипломных работ). Вместе с тем задача конференции — расширить поле зрения филологов, интересующихся медийной проблематикой и работой на стыке речевых и изобразительных средств современной культуры.
Формат конференции: в рамках каждого из трех (трехчасовых) заседаний предполагается 2-3 «постановочные» проблемные сообщения и подробное обсуждение обозначенной проблематики.
6 ноября (пятница) 16.00–19.00
Кино-образ национальной мечты
В годы великой депрессии в США именно кино стало опорой национального духа: зрители смогли увидеть «американскую мечту» и поверить в нее. Немного позднее по ее образцу была предпринята попытка создать советскую киноверсию национальной (или интернациональной?) мечты. С тех пор движущееся изображение в различных сочетаниях с речевыми и литературными практиками используется — все шире — как средство мобилизации «доверия к себе» и мотивации к действию. Каковы плюсы и минусы, возможности и ловушки этого процесса?
Докладчики и ведущие дискуссии: Даниил Борисович Дондурей, кинокритик и социолог искусства, главный редактор журнала «Искусство кино» и Юлия Борисовна Идлис, литературовед, критик, зав. отделом культуры журнала «Русский репортер».
7 ноября (суббота) 10.00–13.00
Бумажная архитектура: утопия и художественный эксперимент
Бумажная архитектура — это проект на бумаге плюс его словесное описание, не находящие, а порой и не предполагающие воплощения в материале. Истоки бумажной архитектуры — в утопических видениях авангардистов, чьи планы намного опережали технические и экономические возможности своего времени («башня» Татлина, невероятные небоскребы конструктивистов). В наши дни художники и архитекторы опираются на опыт авангарда, создавая неутилитарные варианты архитектурной утопии. Она же составляет и давний, любимый мотив литературы (не только в «Четвертом сне Веры Павловны»!) — тем самым предмет возможного продуктивного разговора филологов и архитекторов.
Докладчики и ведущие дискуссии: Юрий Аввакумов, архитектор и художник, создатель электронного архива «бумажной архитектуры» и Александр Боровский, архитектор и художник
7 ноября (суббота) 13.00–16.00
«Изображение запрещено»: от романтических видений к концептуальному искусству
Современное искусство в своих истоках — игра и эксперимент, иногда предполагающий резкое самоограничение, проведение непреодолимых границ и запретов. Создание искусственно шоковых ситуаций заставляет читателя и зрителя по-новому осмыслить привычные явления.
Предмет обсуждения за круглым столом — разнообразные ситуации, когда изображение «стоит перед глазами», не будучи и даже отказываясь быть буквально зримым: экскурсия по картинной галерее с завязанными глазами, картины для слепых (зрители смотрят «ушами») или «фиктивные» картины, существующие исключительно в литературном описании.
Докладчики и ведущие дискуссии: Юрий Альберт, концептуальный художник и Екатерина Владимировна Иноземцева