СЕМИНАРЫ И КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

 

Дополнение к круглому столу

 

“Словообразование/ лексика/ синтаксис:

 функционально-коммуникативная лингвистика русского языка”

Руководитель круглого стола -

профессор Всеволодова Майя Владимировна

   


Дорогие коллеги!


Некоторые из вас высказали мнение, что количество вопросов, вынесенное для рассмотрения на заседании круглого стола, слишком велико, и предложили выделить один - три основных, что позволило бы сосредоточиться на их подробном обсуждении. Я полностью разделяю эту точку зрения. Поэтому предлагаю считать пресуппозицией нашего обсуждения тезисы:

1. О функционально-коммунитивном и когнитивно-дискурсивном аспекте словообразования.

2. О подходе (в данном случае) к словобразованию как учению о синтезе слова, производимом говорящим в процессе построения речи.

3. О правомерности выделения функционально-когнитивного аспекта взаимодействия словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса.


В качестве основных, волнующих в первую очередь преподавателей-практиков, я предлагаю вынести вопросы:
1. Взаимоотношение уровней: словообразование n лексика, словообразование
и морфология, словообразование и синтаксис.


1) Соотнесенность производного слова с единицами синтаксиса - словосочетанием и предложением.
2) Диктум (бег - побег - пробег - пробежка) и модус (бег - бегание - беготня; дом - домушечка) в словообразовании.
2. Словообразовательная категория как единство плана содержания (значе-ния) и средств его выражения (Единицы
словообразовательной системы в их соотнесении с единицами лексической, морфологической и синтаксической систем <ср.: гипероним - гиперлексема>: словоформа <или лексико-семантический вариант?>, лексема, комплексные единицы словообразования: словообразовательная пара - cловообразовательная цепочка - гиперлексема <объединение лексических единиц внутри словообразовательного гнезда, сохраняющих тождество семантики хотя бы по одному из лексико-семанти-ческих вариантов> - словообразовательное гнездо. Зоны пересечения этих систем) Представляется, что в плане практическом интересна такая единица, как гиперлексема, отсутствующая в традиционном наборе единиц словообразовательной системы русского языка. Поэтому интересно ваше мнение по следующим ее характеристикам:

а) Каковы признаки гиперлексемы как единицы лексического состава языка?

б) Каковы взаимоотношения гиперлексемы и словообразовательного гнезда (например, гиперлексема убежать <из дома>/бежать (СВ)<из тюрьмы> - побег - бегство - беглец и гипрелексема бежать/бегать - бег - пробежка - бегун в составе словообразовательного гнезда, возглавляемого словами бегать/бежать; ср. также: автопробег, мотопробег)?

в) Должна ли гиперлексема включать разнокорневые слова типа: думать - мысль, идея?

г) Как в гиперлексеме соотносятся слова, мотивированные словосочетанием (сложные, аналитические) и их синтетические корреляты: рыболов - рыбак, китаевед - китаист, мореплаватель - моряк; сенокос - косьба?: Ср. также: сенокосилка - жнейка; самоучитель, пятновыводитель, пылесос.


3. Сопоставительное словообразование как метод выявления:

1) различий и сходств в механизмах словообразования (в первую очередь, по отношению к языкам различных типов), что необходимо для прикладного (лингводидактического) аспекта языкознания;
2) различий и сходств в концептуальных характеристиках производных слов, то есть в языковой картине мира и концептосфере носителей разных языков (когнитивный и прикладной аспекты).


Я надеюсь на ваше плодотворное сотрудничество и благодарю вас за интерес к поставленным вопросам. Жду вашего приезда в Москву.


М.В. Всеволодова

Адрес электронной почты М.В. Всеволодовой - vsevol@chat.ru