Международный конгресс

Русский язык: исторические судьбы и современность

Москва, МГУ, 13-16 марта 2001-го года

[ English ]

[ главная ][ общая информация ][ программа ][ расписание ][ свяжитесь с нами ]

[ семинары и круглые столы ][ список участников ][ список секций ][ поиск по сайту ][ сборник тезисов ]

[ решение Конгресса ]

 

 

Отклики на материалы к дискуссии на семинаре 

 

"Актуальные теоретические и прикладные задачи грамматики русского языка" 

 

на Международном конгрессе исследователей русского языка 

"Русский язык: исторические судьбы и современность" 

(Москва, МГУ, 13-16 марта 2001 г).

 

Руководитель семинара - доктор филологических наук Г.А.Золотова

 

   
-----Исходное сообщение-----
От: Alexey Chuvakin <chuvakin@ab.ru>
Кому: ruscongr@philol.msu.ru <ruscongr@philol.msu.ru>
Дата: 18 февраля 2001 г. 17:20
Тема: Grammar seminar

    1. Системно-структурная картина языка, разработка которой является важнейшим достижением лингвистики ХХ века, как кажется, ставит на очередь проблему раскрытия феномена жизни языка (как сложного, противоречивого целого, в единстве своих сторон, аспектов, системного и асистемного etc.) в среде. Решение этой проблемы предполагает связи лингвистики с комплексом   гуманитарных, а также и естественных наук. 

    2. В вопроснике содержатся подходы сложившиеся и складывающиеся, завершенные и развивающиеся,что важно, так как только в совокупности они дают представление о грамматике. С позиций, высказанных в п.1, кажется, что наибольшей объяснительной силой обладает  концепция "Коммуникативной  грамматики русского языка" (Г.А.Золотовой, Н.К.Онищенко, М.Ю.Сидоровой). Вместе с тем не могу не отметить эвристическую ценность модели синтаксиса в вузовском учебнике "Современный русский язык" под ред. В.А.Белошапковой. Эта модель сильна в частности открытостью (картина предложения не герметична) и изоморфностью  модели описания слова (ср.: предложение, как и слово, изучается целым спектром научных дисциплин).

    3. При всей важности перечисленных в вопроснике идей отмечу когнитивизм.

    4. Я бы выделил прежде всего спектр функциональных (в широком смысле) идей и теорий в лингвистике ушедших веков.  Имеются в виду исследования внутреннего и внешнего функционирования языка при сопряжении получемых данных. Это позволит увидеть язык в многосложном пространстве его бытия (социальном, коммуникативном и др.), представить жизнь языка.

    5. Если проблематика т.н. конструктивного синтаксиса в настоящее время получила, скажем. удовлетворительное решение, то проблематика коммуникативных категорий предложения, текста как синтаксического объекта наименее разработана.

    6. Университетский курс синтаксиса - это концепция. Из функций языкового материала выдлю одну - быть средством формирования направлений развития теории.

    7. История синтаксической науки - органическая часть вузовского курса (она является частью введения в курс, начинает разделы курса; логика развития истории синтаксической науки - один из элементов фундамента, на котором строится здание курса). Спецкурс по истории синтаксических учений предусмотрен в магистратуре.

 

 
А.А.Чувакин, доктор филологических наук,
профессор Алтайского государственного университета
(г.Барнаул)
E-mail:chuvakin@ab.ru

 

 << назад к материалам семинара

 

[ English ]

[ главная ][ общая информация ][ программа ][ расписание ][ свяжитесь с нами ]

[ семинары и круглые столы ][ список участников ][ список секций ][ поиск по сайту ][ сборник тезисов ]

[ решение Конгресса ]