Решения

IV Международного конгресса исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность»
(Москва, МГУ, 20–23 марта 2010 года)

20–23 марта 2010 года в МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся IV Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». Этот конгресс стал широким и представительным международным форумом по актуальным проблемам русской филологии.

Программа Конгресса состояла из двух дней пленарных заседаний, на которых было прочитано 13 докладов, представлявших основные направления исследования русского языка в его синхронии и диахронии, и четырёх дней работы секций, круглых столов и семинаров. Работало 19 секций, 12 семинаров и 9 круглых столов, на которых было заслушано и обсуждено 611 докладов. Всего в Конгрессе вместе с докладчиками (и другими лингвистами, обсуждавшими прозвучавшие доклады) приняли участие 702 ученых из университетов и других научных центров 18 стран мира и более 89 городов России.

Тематика секций и пленарных заседаний концентрировалась вокруг проблем теории и методологии русского языкознания, истории и предыстории русского языка, актуальных системных процессов в его современном состоянии, условий, результатов функционирования и статусных характеристик русского языка как средства международного, межнационального общения и межкультурной коммуникации, выявления разнообразных форм бытования русского языка в виде различных функциональных стилей, жанров, идиолектов и т.п., вопросов преподавания русского языка в средней и высшей школе, а также в иноязычной аудитории. Кроме того, в рамках работы секций, семинаров и круглых столов обсуждались проблемы языковой политики, социолингвистики, юридической лингвистики, риторики и др.

Представленные доклады предварительно группировались вокруг следующих теоретических проблем:

  • принципа системности русского языка, взаимозависимостей между характеристиками различных его подсистем;
  • принципа базируемости современных концепций различных участков и уровней русского языка на коммуникативной теории его устройства;
  • необходимости описания не только собственно языковых единиц, но и механизмов функционирования языка с выявлением всех специфических механизмов, обеспечивающих адекватное решение коммуникативных задач;
  • необходимости усиления интенсивности лексикографирования данных в ходе масштабных лингвистических эмпирических исследований;
  • принципа планирования лексикографических проектов на основе теоретических моделей устройства того или иного участка системы языка.

К сожалению, необходимо отметить, что имели место некоторые неконструктивные высказывания, содержащие явно субъективные, необоснованные оценки современного состояния русистики.

Участники Конгресса отмечают актуальность и высокий теоретический уровень состоявшегося Конгресса, а также большой вклад, который внес в его проведение МГУ во главе с Председателем Оргкомитета конгресса ректором МГУ академиком В.А. Садовничим и Заместителем председателя Оргкомитета деканом филологического факультета профессором М. Л. Ремневой.

Необходимо отметить конструктивную работу руководителей секций, круглых столов и семинаров, а также творческую активность всех участников Конгресса.

Участники Конгресса констатируют следующее:

  • проблема сохранения и развития русскоязычного социокультурного и информационного пространства в современном мире далека от полноценного разрешения, в частности, не делается всего, что необходимо для поддержания статуса русского языка в ближнем и дальнем зарубежье;
  • наблюдается тенденция снижения уровня знания русского языка и владения русским языком учащимися средней школы и студентами высшей школы, что связано, в первую очередь, с понижением качества преподавания русского языка и литературы в средней школе (в частности, с уменьшением числа часов, выделяемых в школе на эти дисциплины, а также с невниманием в высшей школе к воспитанию речевой культуры ее выпускников);
  • особую тревогу вызывает ориентация Министерства образования и науки РФ на неправомерную редукцию программ и объема проверяемых познаний и навыков учеников средней школы по русскому языку и литературе, а также в ряде случаев — на неоправданную формализацию способов проверки этих знаний. В совокупности это ведет к резкому снижению мотивации учеников к чтению, уровня понимания художественного своеобразия и этических основ русской литературы, что, естественно, препятствует воспитанию культуры и гражданского самосознания личности;
  • в процессе обсуждения участниками круглого стола «Проблемы функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации на современном этапе» были поставлены следующие проблемы:
  1. об уровне владения государственным языком государственными служащими и всеми специалистами, работающими в административно-правовой сфере;
  2. о конкретизации общего требования к государственным и муниципальным служащим «владеть русским языком» в виде некоего стандарта, эталона. О необходимости создания специалистами языковедами на его основе тестовых материалов для проведения квалификационного экзамена, аттестаций, которым принадлежит важная роль в реализации кадровых технологий в государственной службе;
  3. о разночтениях, различных версиях написания, содержащихся в ортологических словарях, с одной стороны, и ведомственных инструкциях и правилах подготовки служебных документах, с другой. Отмечалось, что пользователями таких рекомендаций выступают работники органов государственного управления, и для них более авторитетными являются предписания государственных законов и служебных документов, а не лингвистических справочников;
  4. о необходимости в связи с этим создания «согласительной комиссии» с целью решения вопроса о возможности отражения корпоративной нормы в словарях и служебных инструкциях и рассмотрения ряда других актуальных вопросов.

Для выработки рекомендаций в этой области участники Конгресса полагают целесообразным в ближайшее время собрать совещание на филологическом факультете МГУ с участием всех заинтересованных специалистов с целью обсуждения и решения проблем, связанных с функционированием русского языка Российской Федерации как государственного на современном этапе.

По результатам работы Конгресса после обобщения решений и предложений всех секций и участников Оргкомитету поручается выработать документ, содержащий конкретные предложения в области языковой политики и совершенствования филологического образования на всех уровнях и довести его до сведения лингвистической общественности.

Просить кафедру русского языка и лабораторию фонетики и речевой коммуникации (руководитель Л.В.Златоустова) взять на себя в 2011 году проведение Всероссийского совещания экспертов-лингвистов.

Следующий, V Конгресс предлагается провести на базе МГУ имени М. В. Ломоносова в 2013 году.

Принято 23 марта 2010 года на пленарном заседании
IV Международного конгресса исследователей русского языка
«Русский язык: исторические судьбы и современность»
.