V Международный конгресс
«Русский язык: исторические судьбы
и современность»
История словообразования уникальна. Возникнув в силу определенных обстоятельств как самостоятельная научная и учебная дисциплина в
Все пошатнулось. Когнитивный,
Развитие теории словообразовательной семантики обусловило выделение различных его видов, каждый из которых своеобразно представлен в рамках конкретного словообразовательного типа. И получается, что третий критерий определения словообразовательного типа — общность словообразовательной семантики для производных конкретного типа — оказывается ненужным, потому как обобщенная семантика одного типа оказывается идентичной обобщенной семантике другого типа, а то и целого ряда типов. Вероятно, стоит говорить о специфичном семантическом рисунке типа, представленном реализованными видами словообразовательного значения.
Вопрос о выделении при определении типа такого критерия, как единая частеречная принадлежность мотивирующих, оказался дискуссионным уже в
Тогда встает вопрос о том, что же представляет собой одна из основных комплексных единиц словообразования — словообразовательный тип? Может быть, его стоит интерпретировать как
Следующий вопрос: на каком уровне словообразовательной семантики взаимодействуют словообразовательные типы? Что собой представляют однокоренные синонимы? Какие процессы скрываются при модификации словообразовательной синонимии?
Словообразовательная ниша вообще никак не рассматривается в учебном курсе словообразования, но если принимать за основу первую часть определения словообразовательной системы, в которой говорится о взаимодействии между собой словообразовательных типов, то необходимо говорить о словообразовательной нише в пределах мутационной семантики.
А как быть с гнездами однокоренных слов? При определении словообразовательной системы они описываются отдельно от типов и без
Может быть, при преподавании такой дисциплины, как словообразование, необходимо сделать акцент на семантической стороне деривационных процессов, проявляющей особенности мыслительной деятельности по аналогии с применением таких когнитивных операций, как метонимия и метафора. Несомненно, что при этом определенное внимание уделяется и форме, как внутренней, так и внешней, но через связанность ее с динамическими процессами (в соответствии с концепцией Гумбольдта о том, что изменение формы диктует изменение содержания). Здесь затронуты далеко не все проблемы. Думается, что они могут возникнуть при обсуждении.
Конечно, сейчас необходимо изучать современные процессы в словообразовании, в том числе и способы словообразования, с учетом единого подхода, когнитивного, антропоцентрического. Представляется актуальным исследование деривации в тексте, например, стратегия говорящего может быть обусловлена применением пропозиционально связанных полимотивации, синонимии и полисемии. В свою очередь, стратегию говорящего, обусловливающую эффективность коммуникации, можно выявить, изучая интертекстуальное семиотическое пространство и повторение одних и тех же значимых фактов в разных аудиториях, что чрезвычайно важно для речей политиков. Вероятно, необходимо написание учебника по словообразованию, авторский коллектив которого составят исследователи из разных вузов страны.
Для участия в круглом столе необходимо подавать заявки по электронной почте. Просьба до 1 декабря с.г. представить ведущему круглого стола краткие тезисы своих выступлений (1–2 стр.)
Ведущий круглого стола
профессор Кемеровского университета Людмила Алексеевна Араева
araeva@list.ru