V Международный конгресс
«Русский язык: исторические судьбы
и современность»
Уважаемые коллеги!
1. На нашем круглом столе обсуждается вопрос о неблагополучии русской звучащей речи у многих носителей русского языка, речевой слух и устройство речевого аппарата которых находятся в полной норме. Невнятная речь наблюдается и у тех групп специалистов, от которых общество ожидает четкости артикуляций и логику членения предложения на интонационно-смысловые части. Это преподаватели, студенты, аспиранты, юристы, дикторы, врачи и множество других профессий. Как известно, один из основных признаков культуры речи заключается в том, чтобы его понял слушающий в области произношения, синтаксиса и лексики. Эти принципы сейчас нарушены.
2. С лингвистической точки зрения общей причиной невнятности речи является ослабление мышечной напряженности артикулирующих органов. По небрежности говорящего речевой аппарат постоянно недорабатывает, например: 1). Тело языка не может дотянуться до нужной точки в ротовой полости, чтобы образовать артикуляцию смычки или щели 2). Воздушная струя не может с нужной интенсивностью раскрыть смычку или продуть щель (рыть — рысь) 3). У говорящего ослабело ощущение полетности звука т.е. общей энергии произношения, необходимой для слышимости на разном расстоянии 30 см, 1,5 метра, 3 метра 4). При чтении вслух, когда необходимо выразить и смысловое и эмоционально-стилистическое содержание предложения, происходит множественное согласование движений речевого аппарата
3. Природой нам дана не сама речь, а способность ее развивать. Невнятность речи сможет устранить тот, кто научится слушать себя и других, сопоставлять, постоянно держать самоконтроль, который приведет к автоматизации навыков внятной речи. Известно, что снижение культуры исторически повторяется и продолжается 2-3-4 десятилетия. Надо сказать, что далеко не все отечественные лингвисты занимали созерцательную позицию. Вспомним хотя бы исследования Г.О. Винокура, А.Ф. Селищева, Б.А. Ларина. В наше время монография Д. Белла В. Иноземцева «Эпоха разобщенности» расширяет кругозор нашей проблематики. Невнятность речи надо устранять. Здоровый речевой аппарат человека устроен совершенно. И вдруг от молодых и образованных людей слышишь такую речь, о которой говорят: деградация, культя звука, «виток варваризации», «потерянное поколение» и др.
4. Одним из реальных путей устранения невнятности речи может быть такое уже совершившееся событие. Выпускница филологического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова Маргарита Малевич, вернувшись домой в Новосибирск, заметила, что ее двоюродные братья говорят невнятно. Она провела с ними цикл занятий, учительница в школе заметила улучшения в речи и повысила ребятам оценку по русскому языку, придав тем самым общественное значение этому событию. Каждый из участников этого события совершил нужный поступок, а все вместе они достигли «золотого сечения», как говорят, энциклопедические словари — «оптимального соотношения частей в пределах целого».
Уважаемые коллеги! Ждем ваших вопросов, суждений. Очень хотелось бы услышать мнение о состоянии языка от различных специалистов, начиная от школьных учителей и до преподавателей ВУЗов.
Ведущие круглого стола:
Е.А. Брызгунова (Москва), Т.В. Корепанова (Москва)
На круглый стол приглашены: Н.В. Богданова (СПгГУ), В.С. Елистратов (МГУ), О.А. Прохватилова (ВГУ), О.Ф. Кривнова (МГУ), Л.И. Судакова, В.Я. Труфанова (РГГУ).
Электронные адреса: rlc2014@philol.msu.ru, bryzgunova@mail.ru, t-korepanova@mail.ru.