Пособия
Пособия по русскому языку для поступающих на
филологический факультет МГУ
На кафедре русского языка за последние годы создано несколько пособий, ориентированных как непосредственно на абитуриентов, так и на старшеклассников, обучающихся в гимназиях, лицеях, школах гуманитарного профиля.
В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская
Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах. В 2 частях. М., МГУ, 2000
Пособие предназначено для углубленного изучения русского языка в старших (10–11) классах гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением русского языка; возможно использование пособия при углубленном изучении русского языка в 8–11 классах, а также при различных формах довузовской подготовки (подготовительные курсы и др.). Пособие содержит линейное систематическое изложение всех разделов курса «Современный русский литературный язык»: лексикология и лексикография, фонетика, графика, орфография, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация, а также задания для выработки умений и навыков работы с языковым материалом. Задачей пособия является углубление и систематизация знаний учащихся по всем указанным разделам курса в соответствии с теоретическими установками и терминологическим аппаратом, принятом на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Предназначено для учащихся старших классов и абитуриентов.
В. А. Багрянцева, И. В. Галактионова, Е. И. Литневская, Е. Б. Степанова
Русский язык: Методические указания и контрольные работы для поступающих на филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. М., МГУ, 2000
Пособие содержит методические указания к практическому разбору языковых единиц всех уровней от фонетики до синтаксиса и контрольные работы по каждому разделу. Пособие предназначено для учащихся очных и заочных подготовительных курсов и абитуриентов. Рекомендуется использовать пособие дополнительно к одному из учебников, содержащих более полный теоретический материал.
Е. И. Литневская
Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. Интернет-сайт Грамота.Ру, готовится к печати в издательстве МГУ
Материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах (материал комплекса 1 дается по последним изданиям, отличающимся от предыдущих), при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщенном виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются. Большое внимание уделено разборам.
В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская, Е. Б. Степанова
Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. М., МГУ, 2004
Пособие содержит систематическое изложение всех разделов курса «Современный русский литературный язык», а также задания для выработки умений и навыков работы с языковым материалом. Задачей пособия является углубление и систематизация знаний учащихся по всем разделам курса в соответствии с теоретическими установками и терминологическим аппаратом, принятым на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. В основе пособия лежит "Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах" в 2 частях (2000), однако материал значительно доработан, в пособие введены новые главы, контрольные работы и раздел "Речь. Текст". Предназначено для учащихся старших классов и абитуриентов.
Члены кафедры русского языка принимают активное участие в разработке методических материалов и учебных пособий для поступающих на филологический факультет МГУ. Поступающим на факультет будет полезно ознакомиться с коллективным пособием "Как писать сочинение" (МГУ, 2003), в котором доцент кафедры русского языка Ёлкина Н.М. подробно разбирает типичные ошибки и недочеты абитуриентов на письменном экзамене по русскому языку и литературе (раздел "Грамматические и лексико-стилистические ошибки", с.110-199).
В конце пособия дана программа по русскому языку, составленная членами кафедры под руководством доцента Илюшиной Л.А.