Магистерская программа предполагает изучение следующих блоков дисциплин:
блок дисциплин, представляющих различные аспекты истории русского языка в его диалектном многообразии;
блок дисциплин, представляющих историю русской и славянской книжности;
древние языки;
иностранные языки;
науковедческие дисциплины, представляющие современную методологию и новейшие методики филологических исследований.
Программа предусматривает фундаментальную подготовку магистрантов в области исторического языкознания. В бакалавриате студенты изучили основные предметы историко-лингвистического цикла, которые создали необходимую базу для перехода на новый уровень подготовки. Курсы, предлагаемые в магистратуре, ни в коей мере не повторяют материал, пройденный в бакалавриате, но открывают перед магистрантами новые стороны исторической русистики и палеославистики, дают углубленные представления о различных аспектах истории живого и книжно-литературного языка, развитии русской и славянской книжной культуры. Магистрантам предоставляется возможность учить древние языки, что позволит тем из них, кто захочет специализироваться в области истории книжно-славянской письменности и культуры, стать полноценными медиевистами. Те, чьи научные интересы лежат в области истории живого русского языка в его диалектном многообразии, смогут прослушать уникальные курсы, углубляющие и расширяющие представления о системе и функционировании древнерусского языка.
Во все магистерские программы кафедры русского языка входит изучение одного из западноевропейских иностранных языков и одного из славянских языков. Но магистерская программа «Историческая русистика и палеославистика» предоставляет магистрантам возможность изучить еще один язык — литовский, приобрести не только практические навыки владения им, но и познания, которые помогут лучше ориентироваться в истории праславянского языка.
В результате обучения выпускники магистратуры становятся высококвалифицированными специалистами в области истории живого русского языка, истории русского литературного языка, славяно-русской книжности, древних и современных славянских языков, приобретают навыки компаративного анализа. Изучение древнерусского языка и путей его развития, приведших к формированию современного русского литературного языка и основных русских диалектов; взаимодействия национальных культур и традиций; межславянских, славяно-византийских и иных контактных связей позволяет подготовить специалистов уникального профиля, которые будут востребованы в различных сферах деятельности. Выпускники магистратуры смогут работать преподавателями университетов, лицеев, гимназий и школ, сотрудниками научно-исследовательских институтов, в отделах рукописей библиотек и музеев, они смогут участвовать в создании древнерусского подкорпуса Национального корпуса русского языка и других исторических корпусов текстов. Знание иностранных языков разных типов позволит магистрантам работать и в области международного сотрудничества.
«Современный русский язык: системные, когнитивные и прикладные аспекты»
Магистерская программа «Современный русский язык: системные, когнитивные и прикладные аспекты» позволяет магистрантам, во-первых, получить или углубить представления о конкретных сторонах системы русского языка, например, о семантике, фразеологии, морфонологии, синтаксисе конструкций (то есть изучить системные аспекты языка); во-вторых, посмотреть на язык с точки зрения его взаимодействия с мышлением и — шире — с использующим его человеком, получая, например, представления о когнитивной лингвистике, о способах концептуализации мира (когнитивные аспекты). В-третьих, существенная часть курсов носит практическую направленность: эти курсы позволяют слушателям не только познакомиться с теоретическими основами конкретных видов профессиональной деятельности филологов, но и попробовать себя в такой деятельности, например, составить лингвистическое заключение по какому-либо спорному тексту, написать словарную статью для толкового словаря, отредактировать текст (прикладные аспекты).
«Русский язык в коммуникативно-функциональном аспекте»
Выпускник владеет современными методами работы с текстом, основанными на знании коммуникативно-функциональной грамматики, структурной и когнитивной семантики, лингвокультурологии, психолингвистики, риторики; умеет применять компьютерные технологии для решения теоретических и прикладных задач в области русской филологии; подготовлен к редакционно-издательской деятельности, преподаванию русского языка и культуры речи, к коммуникации в академической и деловой сфере, к работе с мультимедийными текстами. Особое внимание при обучении магистрантов уделяется сопоставительному анализу русского языка и теоретическим курсам на иностранных языках, что позволяет выпускнику успешно решать профессиональные задачи, связанные не только с русским, но и с иностранными языками. Магистр готов к профессиональной деятельности в среднем и высшем образовании, государственных и коммерческих структурах, в том числе международных, учреждениях культуры, издательствах и СМИ.
Специализированные компетенции:
знание современного состояния системы современного русского языка и тенденций ее развития;
умение интерпретировать и анализировать тексты и речевую деятельность во всех сферах функционирования русского языка с учетом их коммуникативно-прагматических характеристик;
умение проводить сопоставительные исследования на базе русского языка и анализировать переводные тексты;
способность участвовать в междисциплинарных проектах, создавать лингвистическое обеспечение для теоретических исследований и прикладных разработок в области наук о человеке и компьютерах;
свободное владение современным русским литературным языком во всем богатстве его функциональных стилей и жанровых разновидностей с учетом нормативных, коммуникативных и этических аспектов устной и письменной речи;
умение использовать компьютерные методы для изучения русского языка и решения прикладных задач, в том числе в области автоматизированного анализа текста, корпусной лингвистики и лингвистической экспертизы;
навыки проведения лингвистической экспертизы и оценки текстов в разных областях коммуникации;
навыки преподавания русского языка и культуры речи на разных уровнях образования.