Инновационные проекты
Об опыте «компьютеризации» учебной дисциплины «Старославянский язык»
М. Л. Ремнёва, О. В. Дедова.
Старославянский язык является классической дисциплиной, важность которой в филологическом образовании трудно переоценить. Вместе с тем, в силу целого ряда причин, этот курс достаточно долгое время оставался не вовлеченным в учебный интернет-дискурс.
На начальном этапе нашей «компьютеризации» старославянского языка был создан электронный гипертекст, в полном объёме представляющий информацию этой учебной дисциплины. Гипертекст стал электронным приложением к «книжному» учебнику М. Л. Ремневой (Ремнева М. Л. Старославянский язык. — М.: Изд-во «Академический проект», 2004). На «первой странице» электронной версии учебника размещены «входы» в традиционные разделы курса: «Что это такое?» (так, следуя интернет-стилистике, мы назвали культурно-историческую часть); «Фонетика»; «Морфология»; «Тексты».
При создании электронной версии учебника мы старались реализовать все преимущества гипертекстовой формы. Это позволило создать культурно-исторический контекст описания фактов старославянского языка. В электронном курсе шире, чем в учебнике, использована зрительная наглядность. Курс содержит интерактивные географические карты, фотографии рукописей, разделы, посвященные истории очертаний букв кириллического и глаголического алфавитов, их сопоставление с алфавитами других языков (греческого, коптского, армянского, готского письма) и т. д.
Важная составная часть курса — отсканированные старославянские тексты; в полном объеме воспроизводятся Савина книга и Зографское Евангелие.
Композиционная структура курса объединяет в себе две гипертекстовые модели: иерархическую и нелинейную. Изложение материала, непосредственно относящегося к данной учебной дисциплины, имеет иерархическую организацию. Кроме этого, в гипертекст включены два тематических пласта, не имеющие иерархизации: культурно-исторические сведения и толкование лингвистических терминов. В курсе широко использованы интерактивные таблицы и семантические карты, что способствует успешному усвоению информации студентами.
Основной задачей второго этапа данного проекта стала разработка и апробация тестов по всем разделам учебного курса «Старославянский язык». В основе — автоматизированная система тестирования, созданная на филологическом факультете (автор —
А. М. Егоров
). Работа над тестами завершена в 2007 году, и сейчас они активно используются в учебном процессе.
Литература:
- Ремнева М. Л., Дедова О. В. Старославянский язык: Электронный учебный курс. — М.: Изд-во «Академический проект», 2004.
- Ремнева М.Л., Дедова О. В. Теоретические и практические аспекты гипертекстовой интерпретации учебных курсов (на примере гипертекста «Старославянский язык»)//Вестник МГУ. Сер. 9, 2001, № 6
Учебная деятельность — Инновационные проекты