Круглый стол «Горький сегодня»
21 марта в Пушкинской гостиной филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Горький сегодня», в котором приняли участие 10 ведущих горьковедов и ученых московских вузов. Как было уже отмечено в печати, к юбилею русского и советского классика в МГУ готовились «энергично» (https://rg.ru/2018/01/21/basinskij-gorkij-vsiu-zhizn-strastno-izobrazhal-zhivyh-russkih-liudej.html). Открывая эту юбилейную дискуссию, проф. Михаил Михайлович Голубков, заведующий кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса, отметил важность разговора о Горьком именно сегодня, в эпоху пересмотра писательских репутаций и культурных ориентиров. Так каков же он, Горький сегодня?
Ответить на этот вопрос попытался один из ведущих горьковедов, Павел Валерьевич Басинский, проф. Литературного института имени А.М. Горького, который не только назвал Горького самым крупным писателем ХХ века, но и знаменем большой литературы вообще: «Горький — самое точное имя для большой литературы». Ученый проанализировал этапы изучения и восприятия творчества писателя, от советского — через «обвал» и фетишизацию 1990-х — к переосмыслению 2010-х. Сейчас уже вышли две достойные книги, посвященные Горькому: «Тайна смерти Максима Горького. Документы, факты, версии», М., 2017 (издание подготовлено в ИМЛИ им.А.М. Горького под руководством Л.А. Спиридоновой) и книга Евгения Никитина «Семь жизней Максима Горького» (М., 2017). Готовятся и другие, среди которых — 24 тома писем А.М.Горького. Говоря о векторе сегодняшнего восприятия писателя, П.В. Басинский указал на актуальность его творческого наследия: «Актуальность поставленных Горьким столетие назад проблем, и особенно горьковского гуманизма, человекобожия, приведет к тому, что Горький станет очень актуальным писателем». На заседании выступил также проф. С.И. Кормилов (МГУ) с докладом «Мифопоэтика М. Горького», который представил поэтику повести «Старуха Изергиль» сквозь призму архаического, мифологического сознания, где возможна фантастика чудесного. Особый интерес у ученого вызвал «смеховой мир» повести, который становится символом жизнеутверждения. Проф. Лидия Андреевна Колобаева (МГУ), организатор круглого стола, предложила слушателям доклад «И. Анненский о М. Горьком». По мысли докладчика, в статье Анненского «Драма на дне» предложено определение творческой индивидуальности Горького, соединяющей в себе «чувство красоты с глубоким скептицизмом». В пьесах и в последнем романе «Жизнь Клима Самгина» выразилось весьма скептическое отношение русского интеллигента к событиям семнадцатого года, к революции, включавшее и сложное, мучительно вопрошающее отношение к ней самого художника. проф. Г.В. Зыкова (МГУ) и проф. Н.И. Стеркина, (ВГИК) говорили в своих докладах, как произведения Горького ставились на сцене. Доклад проф. Марии Викторовны Михайловой (МГУ) «Горький — символист?» был посвящен модернистскому ракурсу рассмотрения пьесы «Фальшивая монета». Докторант филологического факультета МГУ Е.А.Коршунова рассказала о восприятии С.Н. Дурылиным личности и творчества М. Горького, привлекая для этого не только отечественную периодику советского времени, но и зарубежную, а также неопубликованные материалы из мемуарной книги С.Н. Дурылина «В своем углу». Контекстное изучение этих трех групп источников позволяет хотя бы отчасти приоткрыть тайну того, как «советский писатель» М. Горький стал интересен «антисоветчику» С.Н. Дурылину.
В заключительном выступлении аспирантка Анна Андреевна Семина поделилась со слушателями результатами мониторинга восприятия личности и творчества М. Горького в университетской современной среде, который был инициирован проф. Л.И. Колобаевой. Так, несколько вопросов были посвящены актуальности горьковского творчества («Входит ли Горький в круг писателей, которых Вы перечитываете?», «Какие произведения Горького Вы цените вышевсего?», «Актуальны ли сегодня произведенияМ. Горького? Если да, то какие, на Ваш взгляд?»). Они показали, что к творчеству Горького сегодня отношение неоднозначное и противоречивое. Так, около 50% опрошенных не перечитывают произведения писателя. Среди самых важных названа драма «На Дне» (45% опрошенных) и «Жизнь Клима Самгина» (20 %).
От ответа на третий вопрос 15% респондентов предпочли воздержаться, а большинство считают весьма злободневной пьесу «На дне». И не случайно: «Считаю наиболее актуальной его пьесу „На дне“. Потому что в условиях, описанных Горьким, и в наше время живёт множество людей» (студентка 3 курса МГУ). Вопрос «Есть ли в наследии Горького такие произведения, которым принадлежит будущее? Если есть, то какие именно?» некоторые опрошенные посчитали некорректным, 40% участников затруднились на него ответить. 12% респондентов ответили, что таких произведений в наследии Горького нет. Однако воодушевляют полученные ответы: «Несомненно, из призведений литературы XX века, без которых в будущем невозможен будет разговор о русской литературе в принципе — роман-эпопея „Жизнь Клима Самгина“. Я считаю так, потому что в этом произведении, во-первых, показаны и по-своему преломлены события русской истории довольно значимого (и для формирования „облика“ XX века — ключевого) периода, а во-вторых, потому что в нём ставится вопрос об отношении личности к истории — на мой взгляд, один из центральных в русской литературе» (студент МГУ, 4 курс). Также в числе произведений будущего назывались рассказы «Карамора» и «Старуха Изергиль», пьеса «На дне» и другие произведения. Таким образом, общение с университетской аудиторией лишь подтвердило высказанные мысли докладчиков круглого стола о том, что сегодня творчество писателя находится на следующем этапе переосмысления и переоценки... Горький — писатель не только прошлого, но будущего. Однако этим круглый стол в МГУ не завершился, он «переместился» в «Лекторий на Зубовском». Именно там 21 марта проф. Михаил Михайлович Голубков в 18.00 прочел юбилейную лекцию «М.Горький — модернист или реалист?» (http://pressmia.ru/special_lektoriy/20180321/951891639.html), в которой представил свое видение личности и творчества писателя. На лекции Михаил Михайлович не только рассказывает о жизненном и творческом пути Горького, но и рассуждает о том, как «буревестник» Горький почти ничего не написал о советской России, приводя в качестве примеров и аргументов интересные литературные документы и свидетельства.
Все события
Еще...