X Поспеловские чтения. Художественный текст и культурная память
22–23 декабря 2011 года на филологическом факультете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова прошла Международная научная конференция «X Поспеловские чтения. Художественный текст и культурная память», организованная кафедрой теории литературы. На конференцию было подано 111 заявок.
Мероприятие было открыто 22 декабря Пленарным заседанием.
Заведующий кафедрой теории литературы доктор филологических наук профессор Олег Алексеевич Клинг произнёс приветственное слово, в котором поблагодарил собравшихся за участие, рассказал о готовящемся на кафедре «Словаре русских литературоведов XX века» и предложил присутствующим высказать свои пожелания относительно программы повышения квалификации для преподавателей по кафедре теории литературы и темы следующих Поспеловских чтений.
Собравшиеся почтили минутой молчания ушедших в этом году литературоведов — Владислава Алексеевича Зайцева, профессора кафедры истории русской литературы XX века филологического факультета МГУ, и Натана Давидовича Тамарченко, теоретика литературы, работавшего в Российском государственном гуманитарном университете (Москва).
Затем были заслушаны пленарные доклады.
Первым с докладом на тему «Текст как механизм передачи и сохранения культурной памяти» выступил Олег Алексеевич Клинг. Он высказал мысль о том, что литература — хранитель культурного кода прошлого, выделил целый ряд аспектов текста, способствующих передаче и сохранению культурной памяти в тексте (наиболее подробно были рассмотрены такие понятия, как сюжет, композиция, род, жанр, сатира, выделяемая некоторыми литературоведами в отдельный литературный род), кратко ответил два актуальных для современной науки понятия — «культурная эволюция» и «культурный апокалипсис».
В следующем докладе «Мифологическая память художественного текста» Валерий Игоревич Тюпа (РГГУ, Москва), следуя определению Веселовского (миф — «неосознаваемые формы памяти»), убедительно проанализировал роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» с точки зрения отражения в произведении мифологической памяти, высказал идеи о палимпсестном характере культуры и о сочетании в каждом произведении архетипов и авторских инноваций.
Наталия Георгиевна Владимирова (Великий Новгород) естественным образом продолжила поднятые предыдущим докладчиком проблемы и в докладе на тему «Палимпсест — память текста и его порождающее устройство» рассмотрела палимпсест в контексте «памяти текста», высказала идею о том, что память можно рассматривать как палимпсест и что палимпсест — это коллизия памяти и забвения, и подкрепила свои теоретические суждения рассмотрением конкретного материала — преломление «памяти речевых жанров» в современном великобританском романе.
Доклад Валентина Евгеньевича Хализева (МГУ) «Память как нравственный императив в художественном мире В.Шаламова» состоял из двух частей. Первая из них была посвящена, говоря словами исследователя, «теории памяти». По мысли Валентина Евгеньевича, память бывает не только культурная, но и биографическая, и историческая. Кроме того, правомерно отделять «рациональную» память от памяти «интуитивной». Культурная память относится скорее ко второму типу. Вторая часть доклада была посвящена «горестной памяти о прошлом» в творчестве В.Т.Шаламова, которая имеет двойственную природу — с одной стороны, она непосильна для человека, с другой — она является нравственным императивом: забвение рассматривается писателем как предательство.
Венера Рудалевна Аминёва (Казань) в докладе «„Универсальное“ и „уникальное“ в сопоставительном исследовании национальных литератур» высказала мысль о том, что универсалии в искусстве — устойчивые способы мышления. Центральный концепт, в рамках которого может быть осмыслено взаимоотношение культур, — это оппозиция «своё — чужое». Кроме того, есть территория их встречи, есть мир третьего, нададресата. Таким образом, из противостояния рождаются смыслы.
В докладе на тему «Жизнь литературного типа в комбинациях сюжетных мотивов» Лилия Валентиновна Чернец (МГУ) выстроила оппозицию «тип — характер», на примере творчества А.Н.Островского показала, что в творчестве драматурга повторяются типы, а не характеры. Эволюция типа (иногда в клише, вплоть до пародии), по мнению исследовательницы, — это и эволюция сюжета, понимаемого как эволюция мотивов.
Асия Яновна Эсалнек (МГУ) в докладе «Источники и факторы романной памяти», изложив историю литературоведческой мысли, убедительно доказала, что именно роман сохраняет память о поисках истины и ценностях.
Во второй половине дня 22 декабря и в первой половине дня 23 декабря состоялись секционные заседания. Всего в рамках конференции прошло 7 секций.
Конференция была завершена заключительным пленарным заседанием, на котором руководители секций представили отчёты о заслушанных докладах. После заседания состоялся праздничный фуршет.
Бесспорным преимуществом Поспеловских чтений, проводимы кафедрой теории литературы филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова каждые два года, является то, что в их рамках имеют возможность представить результаты своих исследований специалисты по разным литературам и разным периодам, что приводит к взаимообогащению всех отраслей литературоведения.
Екатерина Суровцева.
Фотографии
Приветственное слово (О. А. Клинг)
Олег Алексеевич Клинг
Валерий Игоревич Тюпа
Наталия Георгиевна Владимирова
Валентин Евгеньевич Хализев
Венера Рудалевна Аминёва
Лилия Валентиновна Чернец
Асия Яновна Эсалнек
Участники конференции
Все события
Еще...