Летняя школа 2011
Летняя школа для учителей русского языка и литературы проводилась на филологическом факультете в 2011 году 5–7 июля. В работе школы приняли участие 125 слушателей из разных регионов России.
При подготовке программы Летней школы-2011 был учтен опыт и пожелания участников Летней школы-2010. В программу включили лекции и мастер-классы, круглые столы, форма проведения которых предполагает активное участие в диалоге учителей — слушателей Летней школы. Проходили занятия и в форме семинаров. Темы предлагались заранее, и каждый из слушателей имел возможность выбрать то, что показалось ему наиболее интересным.
Летняя школа открылась «круглым столом», посвященным обсуждению учебников и учебных пособий для средней школы. Была организована встреча с авторами учебников — преподавателями филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Перед слушателями выступили кандидат педагогических наук доцент Е. И. Литневская, кандидат филологических наук доцент Г. В. Москвин, доктор филологических наук профессор Г. В. Зыкова, доктор филологических наук профессор М. М. Голубков, доктор филологических наук профессор А. В. Леденев. Выступавшие, представляя учебники и учебные пособия, авторами или соавторами которых они являлись, особое внимание уделяли методологическим принципам отбора и презентации материала, обусловившим своеобразие каждого из учебников и специфику работы с ним.
Тематика всех «круглых столов» определена была желанием обсудить наиболее интересные и спорные вопросы преподавания русского языка и литературы и контроля уровня знаний учащихся в современной школе: «Проблемы школьного литературоведения»; «Трудные случаи русской орфографии»; «Научно-исследовательская проектная деятельность школьников и современные формы обучения». В обсуждении вопросов, предлагаемых модераторами дискуссий (доцент, к. ф. н. Е. Ю. Зубарева; доцент, к. ф. н. Н. В. Николенкова; профессор, д. ф.н. М. Ю. Сидорова), приняли участие не только преподаватели филологического факультета (профессор, д. ф. н. Л. В. Чернец; профессор, д. ф. н. Г. В. Зыкова; профессор, д. ф. н. М. М. Голубков; профессор, д. ф. н. А. В. Леденев; доцент, д. ф. н. П. Е. Спиваковский; доцент, к. ф. н. Г. В. Москвин) и приглашенные гости (С. В. Волков — главный редактор газеты «Литература» издательского дома «1 сентября»; М. Л. Абрамова — учитель литературы школы № 57 г. Москвы /зав. кафедрой филологии интерната «Интеллектуал»), но и слушатели Летней школы, и не только в форме вопросов и реплик «из зала». С подготовленными докладами и презентациями выступили В. В. Прокопов (пос. Зикеево, Жиздринского района Калужской области), Л. А. Ишмаева (г. Петушки Владимирской области), Л. А. Карпович (пос. Шаховская Московской области), Б. А. Катаева (г. Москва), З. И. Трусова (г. Москва), В. С. Легоцкая (г. Брянск).
На лекциях, прочитанных в дни работы Летней школы, освещались вопросы и научно-теоретического, и практически-методологического плана: проблемы подготовки к ЕГЭ и ГИА по литературе рассматривались в лекции доцента Е. Ю. Зубаревой; о принципах подготовки к ЕГЭ по русскому языку, об уровне и качестве предлагаемых для учащихся и учителей пособий и справочных материалов рассказала доцент Н. В. Николенкова; проблемным зонам теории русского языка и практики его преподавания была посвящена лекция доцента Е. И. Литневской; д. ф. н. П. Е. Спиваковский ввел слушателей в круг вопросов, связанных с концептуальным осмыслением современной литературы, новых литературных течений.
Как и в прошлом году, особой формой занятий стали мастер-классы. Мастер-класс, демонстрировавший принципы работы на уроке литературы с текстом художественного произведения, направленной на формирование навыков осмысленного чтения, провел доцент филологического факультета Г. В. Москвин. Мастер-класс А. В. Жуковой, преподавателя русского языка, литературы и МХК ГОУ СОШ № 931 ЮЗАО г. Москвы, «Использование лингвистического компонента на уроках русского языка и МХК для повышения мотивации слабомотивированных школьников» вызвал повышенный интерес в силу особой актуальности для современной школы проблем методологии работы с слабомотивированными школьниками.
В последний день работы Летней школы слушателям было предложено принять участие в работе одного из семинаров. Хотелось бы отметить, что эта форма работы, дающая возможность непосредственно пообщаться с преподавателем, оказалась весьма плодотворной. Единственное нарекание, услышанное организаторами Летней школы, — сожаление о том, что невозможно было посетить несколько или даже все семинары одновременно. Это «нарекание» свидетельствует о том, что слушателям на семинарах были предложены интересные и важные в практическом плане для работы со школьниками темы и вопросы, касающиеся разных аспектов литературоведения («Реализм и модернизм в русской прозе ХХ в.» — д. ф. н., профессор М. М. Голубков; «Поэзия „Серебряного века“» — д. ф. н., профессор А. В. Леденев; «Преодоление крайностей постмодернизма в современной русской прозе» — д. ф. н., доцент П. Е. Спиваковский; «А. С. Пушкин и И. С. Тургенев. Западноевропейская литература и культура в „Евгении Онегине“ (образы, литературные герои, язык, „французской кухни лучший цвет“, правила дуэли). Англоманы в творчестве И. С. Тургенева» — д. ф. н., профессор Н. А. Соловьева; «Литература в пространстве отечественной культуры: принципы преподавания литературы в контексте культурных преобразований — к. ф. н., научный сотрудник Е. А. Певак). Проводились семинары по лингвистической проблематике («Лингвистический анализ текста в средней школе» — к. ф. н., доцент Н. К. Онипенко), методологии и методике преподавания («Проблемы преподавания русского языка в мультикультурных классах: теория и практика» (с демонстрацией видеоматериалов) — к. ф. н. О. В. Синева; «Использование электронных средств коммуникации между учителем и учеником для работы по языковым предметам» — д. ф. н., профессор О. В. Дедова; «Учебно-методическая интерпретация художественного текста в школьной аудитории на примерах из русской классической литературы» — к. ф. н., доцент Г. В. Москвин; «Русская проза и живопись: проблема межпредметных связей» — к. ф. н., доцент Е. Ю. Зубарева.
При участии редакционно-издательского отдела филологического факультета для слушателей были подготовлены раздаточные материалы в электронной форме, содержащие аннотации семинаров, презентации, представленные на мастер-классах и круглых столах, информацию о филологическом факультете.
На закрытии Летней школы-2011 было предложено создать Ассоциацию учителей русского языка и литературы, в которой смогут объединиться преподаватели высшей и средней школы. А то, что такое объединение плодотворно, доказали проведенные филологическим факультетом в 2010 и 2011 году Летние школы и вердикт слушателей — «Летней школе быть!», свидетельствующий об их готовности к сотрудничеству и в будущем.
Отделение дополнительного образования филологического факультета
Фотографии
Все события
Еще...