новости факультета

20 ноября 2024 года в 16:00 в «коворкинге» I гуманитарного корпуса (на 2 этаже над библиотекой) состоится презентация новой книги Екатерины Владимировны Антонец, Алексея Евгеньевича Беликова и Ивана Сергеевича Тимофеева — «Риторические фигуры в римской литературе». Презентация пройдёт в рамках круглого стола в честь 270-летия Московского университета «Римская риторическая теория в „Риторике“ М. В. Ломоносова».

все новости →


Презентация книги М. Я. Вайскопфа
«Влюбленный демиург: Метафизика и эротика русского романтизма»

15 октября в Пушкинской гостиной состоялась презентация новой монографии известного израильского литературоведа М. Я. Вайскопфа «Влюбленный демиург: Метафизика и эротика русского романтизма» (М.: Новое литературное обозрение, 2012). Встретиться с автором книги и задать ему вопросы смогли студенты, аспиранты, преподаватели филологического факультета, а также гости из Российского государственного гуманитарного университета. Каждая новая работа М. Я. Вайскопфа, автора оригинальных и глубоких исследований (сюжетов Гоголя, религиозных взглядов Маяковского и поэтики текстов Сталина), вызывает повышенный интерес читателей. Именно поэтому презентация в Пушкинской гостиной собрала немалую аудиторию. В роли ведущего выступил профессор Д. П. Ивинский.

Открыл презентацию заведующий кафедрой истории русской литературы профессор В. Б. Катаев, который поблагодарил М. Я. Вайскопфа за согласие прийти на филологический факультет и рассказать о своей новой книге.

Затем слово взял автор. М. Я. Вайскопф познакомил собравшихся с некоторыми положениями своей новой книги. По словам ученого, его работа — это попытка предложить иную историю русского романтизма. Исследователь отказался от традиционной схемы русского романтизма, в которой Пушкин и Гоголь движутся от безусловного принятия романтизма к его преодолению и становятся реалистами. Эта концепция, подчеркнул М. Я. Вайскопф, заведомо неполноценна и поверхностна, так опирается лишь на вершинные фигуры русской литературы, что неизбежно искажает представление о движении литературного процесса. В результате был предложен иной подход — изучение глубинной структуры русского романтизма не только на материале ведущих писателей, но и второстепенных.

Говоря об истоках русского романтизма, исследователь отметил важную роль в его генезисе «Манифеста о вольности дворянства» и развитии в России последней трети XVIII века «духовного христианства». Первый позволил образованному сословию оставить службу и посвятить досуг литературе. Второе — «духовное христианство», нашедшее выражение в мистицизме и масонстве, — привело мыслящих людей к углубленному изучению своей духовной жизни.В итоге,в литературе русского романтизма сакральные христианские темы, образы и тексты начинают служить обожествлению земной любви, которая более не осознается греховной. Эротизму на сюжетном уровне, по мысли М. Я. Вайскопфа, соответствует эротизм на уровне метафизическом, когда персонажи предпочитают сакрализованную земную любовь любви к Жениху небесному, Христу.

После презентации все присутствующие смогли поделиться мнением о новой книге М. Я. Вайскопфа и задать ему вопросы. В обсуждении приняли участие преподаватели кафедры истории русской литературы (в т.ч. А. М. Бокучава, В. А. Воропаев, В. Л. Коровин, А. Б. Криницын, В. А. Недзвецкий), студенты и аспиранты филологического факультета, сотрудники РГГУ — доктор исторических наук А. Л. Юрганов, доктор исторических наук В. С. Парсамов и доктор филологических наук Л. Ф. Кацис.

Итоги встречи подвел профессор Д. П. Ивинский, который поблагодарил М. Я. Вайскопфа и всех собравшихся, а также отметил значение новой монографии, поскольку в ней читатель впервые получает возможность проникнуть в сложный механизм взаимодействия многочисленных и разнообразных явлений русского романтизма.

А. А. Евдокимов

Фотографии



Все события

Еще...

119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2024 г.