Метаморфозы воображения
(по следам XII Фулбрайтовской летней школы филологического факультета)
XII Международная фулбрайтовская летняя гуманитарная школа, прошедшая на базе филологического факультета МГУ при поддержке Программы Фулбрайта в России с 15 по 21 июня 2009 г., носила название «Медийное воображение». Тематика большинства состоявшихся фулбрайтовских школ так или иначе связана с межкультурной и трансмедийной коммуникацией. В 2009 году в центре внимания оказался феномен индивидуального и коллективного воображения, издавна привлекавший к себе научную и творческую мысль, но заново проблематизированный в последние десятилетия в силу ныне происходящего перехода из века печати в век цифровых технологий и коммуникаций, проникновения новейших электронных медиа во все сферы человеческой деятельности, и стремительной глобализации медийного пространства.
Лекторы и участники Школы пытались в режиме диалога сформулировать вопросы, с которыми стоило бы подойти к процессам, регулирующим работу современного воображения, или, напротив, управляемым ею. В частности, одно из основных проблемных полей, намеченных в ходе лекций и семинаров — это изменившиеся статус и соотношение вербального и визуального в новейших культурных практиках по сравнению с относительно недавним прошлым. Если в условиях галактики Гутенберга воображение — как способность осмыслить уже существующее и представить возможное новое — строилось в первую очередь на слове (структурах вербального нарратива и т. п.), то с развитием цифровых технологий и появлением мультимедийных каналов коммуникации основной моделью для воображения оказывается скорее визуальный образ. Интерактивность, нелинейность и общая доступность новейших медийных продуктов также успели повлиять на механизмы творческого смыслопорождения. Социальные и политические аспекты воображения — как одного из инструментов формирования коллективной идентичности, идеологической манипуляции и / или инициации культурных перемен — тоже неоднократно затрагивались в ходе «школьных» дебатов.
Для обучения в рамках Летней школы в Москву прибыли молодые преподаватели и исследователи из вузов Санкт-Петербурга, Калининграда, Ярославля, Рязани, Тамбова, Воронежа, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Томска, Барнаула, Красноярска; к команде «школьников» из регионов России примкнули также представители нескольких столичных вузов. Отбор участников, как и в предыдущие годы, был конкурсным: с января по апрель 2009 года соискатели присылали организаторам Школы свои исследовательские и педагогические проекты, связанные с медийной средой, ее бытованием и функционированием в современной культуре — в том числе, культуре академической. Среди финалистов конкурса оказались лингвисты, литературоведы, культурологи, журналисты, переводчики, психологи, историки и социологи, как имеющие ученую степень, так и еще работающие над кандидатскими диссертациями.
Лекторский состав Школы позволил не только теоретически осмыслить, но и на практике прочувствовать если не глобальную, то, по крайней мере, межкультурную перспективу обсуждаемых перемен. Свою точку зрения на нынешнее бытование медийной среды — национальной и транснациональной — предложили профессора ведущих университетов США и России: Фредрик Джеймисон (Университет Дьюка), Джонатан Флэтли (Уэйнский университет), Стивен Данкомб (Нью-Йоркский университет), Сьюзен Бак-Морс (Корнельский университет), Джон Маккей (Йельский университет), Сергей Зенкин (РГГУ/МГУ), Елена Трубина (УрГУ). Практические занятия Летней школы подразумевали активную групповую работу и требовали от участников предварительной подготовки, как, например, мини-курс проф. Стивена Данкомба «Воображение в эпоху цифровых технологий», в ходе которого участники обсудили заранее прочитанные работы виднейших теоретиков медиа, а затем собственными силами создали коллективный медийный продукт: посвященную воображению статью в «Википедии». Однако формат мероприятия предусматривал также выступления, открытые для всех желающих. Так, учебная программа Летней школы началась с лекции Ф. Джеймисона «Постмодернизм и глобализация», прочитанной 15 июня в Интеллектуальном центре МГУ при полной аудитории студентов, аспирантов и преподавателей нескольких московских вузов.
Занятия Школы проходили не только в стенах московских вузов (МГУ и РГГУ), но и на неакадемической территории. Ее участники и преподаватели стали гостями международного коллоквиума «Критическая мысль XXI века», организованного в основном силами Института философии РАН и прошедшего 16 — 17 июня в Государственном центре современного искусства. 21 июня, в качестве завершающей сессии, команда летней школы посетила открытый дискуссионный форум «Искусство и социальное воображение: кто и как сочиняет будущее?», проводившийся с участием московских художников, искусствоведов и арт-критиков в центре современного искусства «Винзавод».
Несмотря на то, что очные групповые занятия закончены, обсуждение возникших вопросов продолжается.
Т. Г. Можаева, к. ф. н., ст. преподаватель Алтайского госуниверситета (г. Барнаул), участница Летней школы:
Одной из первых бросающихся в глаза особенностей Школы стала множественность выбранных ракурсов, широкий междисциплинарный размах. Это прослеживалось во всем: в специфике темы, составе экспертов и участников, в разнообразии заявленных в программе тем лекций и семинаров, и, конечно, в широте взглядов и интересов выступающих.
Воображение — феномен многоплановый, и рассматривать его можно с позиций множества различных областей знания: философии, психологии, политологии, литературы, лингвистики, журналистики, социологии, теории искусства, педагогики... Организаторы Летней школы выбрали определенный ракурс рассмотрения данной проблемы и не прогадали. Действительно, идея рассмотреть воображение сквозь призму современной медийности позволила воспользоваться всеми преимуществами междисциплинарных исследований.
По окончании занятий участники Летней школы представили свои творческие исследовательские проекты, связанные с проблематикой Школы. Большинство проектов условно разделились на два направления. В первом, педагогически ориентированном, воображение рассматривается как инструмент обучения. Во втором воображение рассматривается как некий художественный принцип, используемый для эффективного восприятия формы — фильма, художественного текста, журналистского произведения.
Обсуждение проектов позволило участникам установить научные контакты и создать фундамент для дальнейшего сотрудничества. По мнению самих участников, один из важнейших результатов Летней школы — это постановка новых вопросов и задач в рамках их собственных исследований, за счет критического осмысления проблемы медийного воображения.
Е. В. Гришина, соискатель ТГМПИ им. С. В. Рахманинова (г. Тамбов), участница Летней школы:
Хотелось бы сказать несколько слов об интеллектуальной атмосфере школы. Ее образуют масса составляющих. Это и коллектив участников с определенным уровнем компетенции и, конечно же, команда лекторов: в высшей степени профессиональных и харизматичных. Ощущение команды возникло от стиля их работы, когда развитие темы каждого в отдельности как будто «по умолчанию» подчинялось стратегии создания общих смыслов. Отчасти этот эффект был достигнут за счет наличия в дискурсе большинства лекторов апелляций не только к теме школы-2009 в целом, но и к темам и содержанию докладов своих коллег. Для отечественной интеллектуальной, в частности, дискуссионной культуры — это пока что редкий случай. Мы больше привыкли к ситуации, когда выступающий или публикующийся исследователь стремится создать ощущение, что он «более прав», чем его предшественник / коллега / оппонент. Такая дискуссионность, дезавуирующая «Другого», будучи даже основательно аргументированной, рано или поздно душит атмосферу диалога, утомляет и эмоционально выматывает, уж не говоря о том, что данная стратегия не лучшим образом отражается и на содержательной стороне работы. В этом контексте, реализованная во время Школы дополняющая и развивающая дискуссионность представляется более плодотворной и адекватной, чем дезавуирующая. Хочется также отметить особый формат школы. Я имею в виду запрограммированное регулярное и достаточно большое время на семинары и коллоквиумы (что и есть дискуссии), которое расходуется именно на то, для чего предназначено. Это помогает поддержать высокий уровень дискуссионности общения, жизненно важного именно в научной, исследовательской сфере.
Поделюсь некоторыми субъективными ощущениями, которые посетили, думаю, всех участников школы, но особенно у тех, кто впервые был погружен в подобную атмосферу. Уже возвратившись домой, абсолютно невзначай обнаруживаешь, что столь привычная идентификационная ментальная граница между «отечественным» и «зарубежным» (американским в данном случае) стилем мышления, мироощущением, культурой, наукой и др. — не обнаруживается на привычном месте, испарилась. А между тем, это была какая-то почти духовная грань, можно сказать врожденная, которая обрастала многоэтажными интерпретационными наслоениями, и не обязательно враждебными, но все-таки маркирующими в первую очередь переходные моменты. Чье-то богатое воображение добросовестно выявляло, изобретало и взращивало различительные цивилизационные признаки. И вот, практически вдруг, обнаруживаешь, что какая-то часть глобальной культуры, еще недавно бывшая Другой, вошла в твой собственный рефлексивный круг своей. Причем это впиталось, усвоилось настолько незаметно для тебя самого, что даже не удается отметить, когда и при каких условиях появилось это личностное новообразование, как говорят психологи.
По итогам Школы планируется публикация коллективного труда, в котором индивидуальные наработки каждого участника получат новую трактовку в свете обсужденного и проблематизированного общими усилиями на лекциях и семинарах, да и в ходе неформальных дискуссий в кулуарах. Хочется надеяться, что внутреннее освоение поднятых тем, сформулированных вопросов, да и опробованных технологий и форм подачи информации продолжится для каждого участника Школы и после выхода в свет итоговых статей.
Материал подготовила М. П. Сухотина, к. ф. н.,
ст. преподаватель филологического факультета МГУ, координатор Летней школы.
Все пресс-релизы