Конференции
Виноградовские чтения 2019 г.
16 января 2019 г. на филологическом факультете прошли 50-е чтения, посвященные памяти Виктора Владимировича Виноградова, выдающегося ученого, педагога и организатора русской филологической науки. По поручению руководства факультета с приветственным словом к участникам чтений выступила профессор кафедры русского языка М.Ю. Сидорова, которая отметила хорошую традицию, существующую на филологическом факультете, — начинать научный год Виноградовскими чтениями, которые объединяют представителей разных направлений филологической науки, являются той площадкой, на которой лингвистика и литературоведение находят общий язык, филология обретает свою целостность.
На чтениях 2019 г. обсуждалась одна из основных идей В.В. Виноградова — категория образа автора. В докладах ученых разных школ и направлений рассматривались грамматический и литературоведческий аспекты теории образа автора.
Программу открывал доклад Е.В. Падучевой (ВЦ ФИЦ ИУ РАН) «В.В.Виноградов и лингвистика нарратива», в котором рассматривалась роль эгоцентрических слов, категорий и конструкций в организации образа автора, способы обнаружения точки зрения повествователя в художественных текстах. Е.В. Падучева доказала перспективность научного метода Виноградова и актуальность этой проблемы для современной лингвистической науки. Ю.Б. Орлицкий (РГГУ) в своем докладе «Автор в заглавии русской поэтической книги XVIII-XXI вв.» представил материалы словаря заглавий, над которым сейчас идет работа; показал связь заглавия с литературной традицией и автором; отношение автора к заглавию; проследил эволюцию заглавий поэтических сборников от XVIII до XX века. В докладе Н.Г. Мельникова (МГУ) «Внутренний монолог и поток сознания как типы повествования» были рассмотрены терминологические проблемы, высказаны критические замечания по поводу целого ряда некорректных определений. Докладчик показал принципиальные различия между внутренним монологом, допускающим ремарки повествователя и имеющим внутреннюю логическую структуру, и потоком сознания, в котором мысли, переживания, ощущения логически не организованы, произвольно соединяются в актуальном настоящем героя, не допускающем соприсутствия аналитического сознания автора или повествователя. О.Г. Лазареску (МПГУ) в докладе «Литературное предисловие и его роль в субъектной организации художественного текста» говорила о том, что литературное предисловие прошло длительный путь своего становления и обнаружило широкие возможности функционирования. Оно выступало и как прямое авторское слово, призванное разъяснять, интерпретировать художественный текст, и как слово «непрямое», «под маской», переданное вымышленному автору (рассказчику, издателю и т.д.) и функционирующее как эстетически значимая часть художественного произведения. К.А. Баршт (ИРЛИ РАН) в своем докладе «О свойствах пунктуации в записных тетрадях Ф.М.Достоевского: эдиционный и текстологический аспекты» анализировал фразу из подготовительных материалов к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», опубликованная в седьмом томе Полного собрания сочинений в 30 т.: «„Гнусно подражать народу не хочу“» (реплика главного героя произведения Родиона Раскольникова). Докладчик обсуждал несколько вариантов прочтения и, соответственно, пунктуационного оформления этой фразу и обосновал идею о принципиальном отличии подготовительного материала, не требующего строгого пунктуационного оформления, от окончательного текста. Доклад З.Ю. Петровой (ИРЯ РАН) «О некоторых особенностях олицетворения в поэзии И. Бродского» был посвящен тем языковым средствам, с помощью которых И. Бродский олицетворяет природу, предметы, части тела, абстрактные понятия, философские категории и др. Особое внимание было уделено использованию Бродским грамматико-синтаксических способов олицетворения. А.В. Циммерлинг (ИЯз РАН, ИРЯП) в докладе «Русские предикативы: грамматика, статистика, авторские эксперименты» представил результаты корпусно-статистического исследования лексем, способных функционировать в составе дативной конструкции, и показал избирательные возможности прилагательных к образованию предикативов. В докладе Р.Б. Ахметшина (МГУ) «Проблема целостности повести А.П. Чехова „В овраге“» обсуждалось понятие целостности применительно к прозе автора, отличительной особенностью которого являются открытые финалы и незавершенные сюжеты. Докладчик, проанализировав произведения А.П. Чехова, пришел к выводу о том, что целостность в прозе Чехова — это единство на уровне авторского тона и стиля. Завершал программу доклад В.Е. Чумириной (МГУ) «Грамматика глагола как средство создания образа автора», в котором были проанализированы языковые средства обнаружения внутритекстовой точки зрения — лексическая семантика глагольного корня, категория вида и категория лица. На материале прозы В. Набокова были рассмотрены глагольные способы совмещения в одной сцене двух и более позиций (точек зрения двух и более героев) или соединения в одном фрагменте двух (и более) временных инстанций одного героя.
Виноградовские чтения 2019 г. еще раз продемонстрировали значение научного творчества академика Виноградова для развития русской филологической науки: возвращаясь вновь и вновь к идеям академика Виноградова, современные филологи получают импульс для новых исследований, для более глубокого теоретического осмысления результатов своей работы.
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 1999 1998 1997
Виноградовские чтенияЧтения памяти В. А. Белошапковой Ломоносовские чтения. Секция кафедры русского языкаНаучная деятельность — Конференции